Памяти фотографов
Сергей Павлов (1966-2010)Молодой
| Один из самых талантливых фотографов Тулы
Сергей Павлов был еще школьником, когда отец привел его в
фотостудию «Товарищ» при Тульском политехническом институте.
Он был самым юным среди тех, кто тогда страстно и увлеченно
занимался творческой фотографией, поэтому старшие ребята ему
дали прозвище Молодой. Ушел из жизни Сергей тоже молодым.
Слишком молодым – ему было всего 44 года.
Ребята, с которыми Павлов когда-то начинал в «Товарище»,
теперь – известные в Туле профессиональные фотографы, однако
они вспоминают о Сергее не только как о самом молодом среди
них, но и, пожалуй, самом способном. Уже через год-два после
начала занятий в студии Сергей Павлов стал делать поразительные
снимки. С одной из первых в своей жизни серьезных съемок –
соревнований по волейболу – он принес такие кадры, что
удивились даже опытные мастера. Даже сейчас, при
наличии «скорострельной» цифровой техники, к съемке спортивных
соревнований фотографы относятся как к своего рода тесту на
профессиональный класс. А тогда пойманный классный кадр
считался редкой удачей. Просто у Сергея был прирожденный
талант - видеть, а иногда не только видеть, но и интуитивно
предугадывать тот самый неповторимый момент, в котором
концентрируется движение, эмоция, образ. | У Павлова был редкий дар, и он, скорее всего, не понимал,
насколько редкий - относился к нему как к чему-то совершенно
естественному. Увлекался самыми разными жанрами и темами –
делал социальные репортерские снимки, пробовал себя в
жанровом, пейзажном и постановочном фото. И, что самое
удивительное, у него получалось все: он был точен и лаконичен, он
видел и чувствовал главное – и умел это главное запечатлеть в
кадре. | Одна из самых пронзительных и трагических серий Сергея
Павлова, сделанная автором в Николо-Жупани, в детском доме.
Жесткая социальная тема, требующая от автора смелости и умения
сочувствовать. Однако работы Сергея – это нечто большее, чем
высокопрофессиональный и правдивый репортаж. Это глубоко
личный рассказ о бесконечном одиночестве, о хрупкости
человеческого бытия. Глядя в глаза детей, с такой любовью и
деликатностью запечатленных Павловым, мы вдруг неожиданно
узнаем в них себя… | А еще у Сергея – потрясающие портреты. Он снимал не лицо, а
личность. Ему были интересны сложные, противоречивые,
думающие, занимающиеся творчеством люди. Вероятнее всего,
Павлов тогда не подозревал, что создает галерею образов
мрачноватой, переломной, богемной и полной особой поэзии эпохи
80-х. | Талант Сергея Павлова всегда высоко оценивали профессионалы.
В 1987-ом году он получил третью премию во Всесоюзном
телевизионном фотоконкурсе за поразительную в своей глубине
серию «Детский дом». Павлов был одним из первых российских
фотографов, принятых в 1990-м году в только что созданный Союз
фотохудожников России. Его работы, выставлявшиеся на выставке
в Потсдаме, вызвали огромный резонанс у публики и критиков.
Снимки Сергея печатались в альманахе «Фототворчество России»,
разного рода периодических изданиях. | Жизнь Сергея складывалась трагично. По странному, мистическому
совпадению, такая же судьба – у его работ. Архив Павлова
хранился в здании, где размещался муниципальный театр «У
Толстовской заставы» (в труппе работали Сережины близкие
друзья). Практически все негативы погибли, когда помещение
затопило. То, что удалось тогда спасти, Сергей перевез в новое
здание, выделенное театру. Через некоторое время там случился
пожар - фотографии сгорели. Снимки, публикующиеся в этой
статье - то немногое, что осталось у близких Сергея. | Сергея очень любили друзья, несмотря на то, что это не всегда
было просто – он был человеком, который всегда опаздывал и
часто не выполнял своих обещаний. Но в Сереже было нечто
обезоруживающее, за что ему прощали все: искренность,
открытость, доброта. | Сегодня, рассматривая снимки Сергея Павлова, начинаешь
понимать, что его взгляд на мир был глубоко трагичным, но в этой
трагичности он видел предопределенность и предельную красоту.
Это дается не каждому…
Текст: Ирина Скибинская
|
|
|
|
|